В России ожидается всплеск спроса на услуги народных целителей

10.02.2015


На фоне сокращения больниц и врачей эксперты ждут очередного всплеска увлечения различными видами неформальной медицины. Ее услугами, по различным оценкам, на постоянной основе уже сегодня пользуется до 30% россиян. А если отнести к неформальное медицине лечение травами, медом или молитвой в храме — то и вовсе каждый. Первое в России исследование на эту тему – «Экономика «неформального здравоохранения» в современной России» – журналистам представили его авторы из Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».


В России ожидается всплеск спроса на услуги народных целителей


Как отметила эксперт лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ Юлия Крашенинникова, врачи и медицинские учреждения сегодня далеко не единственные, кто обслуживает потребности людей в решении проблем со здоровьем. Рынок т.н. «неформальной медицины» огромен, и оборот средств в нем неизвестен никому. Рынки, предоставляющие пациентам альтернативу медицинским учреждениям, имеют многомиллиардный оборот. По оценке экспертов фармрынка, объем теневого рынка пищевых добавок составляет более 1 млрд. долларов. Средний размер выручки «гастролера» – приезжего торговца оздоровительными средствами может достигать 20-50 тысяч руб. в час. При этом львиная доля денег, которые здесь вращаются, находятся в тени.


В России ожидается всплеск спроса на услуги народных целителей
– Поставщики оздоровительных товаров и услуг стремятся избегать статистического учета, уклоняются от уплаты налогов, ведут несанкционированную торговлю. В общественном сознании «неформальное здравоохранение» окутано мифами и легендами, которые тиражируют средства массовой информации. В действительности замена системы здравоохранения альтернативными институтами происходит более прозаично. Там, где воображение рисует колдунов или мошенников, чаще обнаруживаются рутинные практики, которые не воспринимаются их участниками как нечто особенное: поход в аптеку, поиск народных рецептов в СМИ, использование религиозных обрядов и атрибутов, зарядка по методу любимого автора и т.д., - говорит председатель экспертного совета фонда, ординарный профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский.

В рамках исследования проведено более 370 интервью и бесед с агентами «неформального здравоохранения», экспертами и потребителями услуг. В итоге появился полный список услуг и товаров, которыми наши люди пользуются для поддержания здоровья вне стен лечебных учреждений.

Прежде всего, это товары для здоровья, предлагаемые компаниями сетевого маркетинга, аптеками, приезжими торговцами, собирателями природных оздоровительных средств (травники, пчеловоды, охотники). Это и чудо-аппаратура для лечения самых разных (преимущественно всех) болезней, и различные травы и бальзамы, мази и натирки. «На услуги «гастролеров» есть постоянный спрос, прибыль высока, а ответственность – минимальна. У контрольных и правоохранительных органов нет достаточных ресурсов для выявления и пресечения такого вида деятельности, государство закрывает на нее глаза», - делают вывод исследователи.

В сферу неформальной медицины эксперты отнесли даже рядовые аптеки, куда народ нередко отправляется в поисках средств для самолечения. По словам провизоров, на клиентов, которые приходят к ним за консультацией вместо визита в поликлинику, приходится от четверти до половины всех посетителей. Помимо этого, аптеки служат основным каналом продаж пищевых добавок и часто (особенно круглосуточные) занимаются обслуживанием алкоголиков и наркоманов. Мониторинг в одной из аптек показал, что около 40% посетителей в выходной день - люди, страдающие зависимостью от психоактивных веществ.

Не менее популярны в нашей стране и компании сетевого маркетинга. В 2013 году они продали в России товары для здоровья общей суммой на 19,5 млрд руб. Однако, по оценкам экспертов фармрынка, объем теневого рынка пищевых добавок (через сетевой маркетинг, интернет-магазины, выездную торговлю) в нашей стране сопоставим по размерам с легальным.

Отдельно выделили услуги целителей и специалистов альтернативной медицины. В том числе, специалистов «компьютерной диагностики всего организма» и психотерапевтов, избавляющих от разных недугов. Оказалось, сейчас они не в фаворе. В ходе исследования обнаружилось, что количество людей, которые лечат с помощью экстрасенсорных способностей, эзотерических знаний или магических методов, и при этом работают легально в России – ничтожно мало. Например, в Пермском крае таких официально числится 5 человек, из них четверо – живут и работают в Кировской области. Основную массу тех, кого можно отнести к целителям, составляют сельские "бабушки", знахарки, костоправы. Среди них достаточно много людей, которые занялись целительством после специальных курсов в 1990-е годы или самостоятельного изучения популярной литературы по народной медицине. Маги, ясновидящие и дипломированные целители присутствуют в основном в легендах, в рекламе и в телевизионных передачах. Кроме того, по сравнению с 1990-ми годами спрос на полуофициальные методики (гирудотерапию, остеопатию, апитерапию, биорезонансную терапию, гомеопатию и пр.) в России угасает, как и массовый интерес самих врачей к этим занятиям.

Исследователи не оставили без внимания и ритуалы религиозных организаций и оздоровительных учений. Многие из них задают собственные правила здорового образа жизни и часто дают верующим особые практики лечения с помощью специальных обрядов, ритуалов и святынь. Религиозные структуры тоже стали активными участниками рынка оздоровительной продукции. В любой монастырской аптеке можно найти массу лечебных средств.

Кроме того, по данным исследования, наш народ очень любит самолечиться. А информацию о способах самолечения люди получают сегодня из книг, газет, журналов, радио, телевидения и интернета. По данным liveinternet.ru, общая аудитория русскоязычных сайтов из категории «Медицина» в сентябре 2014 года составила 64,2 млн чел., из них женщин — 54,8%. Но гораздо популярнее у народа печатные материалы — книжки о тех или иных авторских оздоровительных методиках (например, лечение водой, содой, синим йодом и пр.).

«Распространено мнение, что альтернативная медицина процветает в сельской глубинке, где сохраняются народные традиции, а качественная официальная медицина недоступна. Однако результаты исследования показали, что масштабы и разнообразие коммерческих практик «неформального здравоохранения» больше в городах, чем в деревнях», - таков неожиданный вывод исследования. Почему? Как выяснилось, в селах и деревнях значительное число людей предпочитает... вообще никак не решать свои проблемы со здоровьем. В лучшем случае, занимаются самолечением при помощи рецептов народной медицины, обращаются к знахаркам и религиозным организациям. Например, в одной из глухих деревень социологи пообщались с женщиной, которая была у врача в последний раз 32 года назад — во время родов. «В таких деревнях редко можно встретить людей старше пятидесяти лет», - рассказывают исследователи. Впрочем, и официальной медицины там тоже почти нет. Нередки случаи, когда в деревне нет ни поликлиники, ни фельдшерско-акушерского пункта, а терапевт приезжает проведать людей раз в месяц.

В городах же спектр оздоровительных и лечебных практик, альтернативных визиту к врачу, гораздо шире. Предлагаются услуги на любой вкус и уровень достатка: центры восточных оздоровительных практик, клиники альтернативной медицины, разнообразные духовные учителя и многие другие.

Пациенты, возможно, даже и не понимают, на что они идут. Но понимают многие врачи. «Особенно страдают врачи онкологи, - говорит врач онкогематолог Ирина Кашкарова. - Очень больно, когда к нам приходит пациент на второй стадии рака, уходит лечиться нетрадиционно, потом возвращается к нам уже на четвертой стадии и предъявляет претензии — почему лечение не помогает? А сделать что-либо в этой ситуации уже поздно».

«Такое «неформальное здравоохранение» по сути берет на себя часть невыполненных социальных обязательств государства по охране здоровья населения», - делают выводы исследователи. Однако насколько этот сектор волнует само государство?

Как отметила эксперт лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ Юлия Крашенинникова, врачи и медицинские учреждения сегодня далеко не единственные, кто обслуживает потребности людей в решении проблем со здоровьем. Рынок т.н. «неформальной медицины» огромен, и оборот средств в нем неизвестен никому. Рынки, предоставляющие пациентам альтернативу медицинским учреждениям, имеют многомиллиардный оборот. По оценке экспертов фармрынка, объем теневого рынка пищевых добавок составляет более 1 млрд. долларов. Средний размер выручки «гастролера» – приезжего торговца оздоровительными средствами может достигать 20-50 тысяч руб. в час. При этом львиная доля денег, которые здесь вращаются, находятся в тени.

– Поставщики оздоровительных товаров и услуг стремятся избегать статистического учета, уклоняются от уплаты налогов, ведут несанкционированную торговлю. В общественном сознании «неформальное здравоохранение» окутано мифами и легендами, которые тиражируют средства массовой информации. В действительности замена системы здравоохранения альтернативными институтами происходит более прозаично. Там, где воображение рисует колдунов или мошенников, чаще обнаруживаются рутинные практики, которые не воспринимаются их участниками как нечто особенное: поход в аптеку, поиск народных рецептов в СМИ, использование религиозных обрядов и атрибутов, зарядка по методу любимого автора и т.д., - говорит председатель экспертного совета фонда, ординарный профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский.

В рамках исследования проведено более 370 интервью и бесед с агентами «неформального здравоохранения», экспертами и потребителями услуг. В итоге появился полный список услуг и товаров, которыми наши люди пользуются для поддержания здоровья вне стен лечебных учреждений.

Прежде всего, это товары для здоровья, предлагаемые компаниями сетевого маркетинга, аптеками, приезжими торговцами, собирателями природных оздоровительных средств (травники, пчеловоды, охотники). Это и чудо-аппаратура для лечения самых разных (преимущественно всех) болезней, и различные травы и бальзамы, мази и натирки. «На услуги «гастролеров» есть постоянный спрос, прибыль высока, а ответственность – минимальна. У контрольных и правоохранительных органов нет достаточных ресурсов для выявления и пресечения такого вида деятельности, государство закрывает на нее глаза», - делают вывод исследователи.

В сферу неформальной медицины эксперты отнесли даже рядовые аптеки, куда народ нередко отправляется в поисках средств для самолечения. По словам провизоров, на клиентов, которые приходят к ним за консультацией вместо визита в поликлинику, приходится от четверти до половины всех посетителей. Помимо этого, аптеки служат основным каналом продаж пищевых добавок и часто (особенно круглосуточные) занимаются обслуживанием алкоголиков и наркоманов. Мониторинг в одной из аптек показал, что около 40% посетителей в выходной день - люди, страдающие зависимостью от психоактивных веществ.

Не менее популярны в нашей стране и компании сетевого маркетинга. В 2013 году они продали в России товары для здоровья общей суммой на 19,5 млрд руб. Однако, по оценкам экспертов фармрынка, объем теневого рынка пищевых добавок (через сетевой маркетинг, интернет-магазины, выездную торговлю) в нашей стране сопоставим по размерам с легальным.

Отдельно выделили услуги целителей и специалистов альтернативной медицины. В том числе, специалистов «компьютерной диагностики всего организма» и психотерапевтов, избавляющих от разных недугов. Оказалось, сейчас они не в фаворе. В ходе исследования обнаружилось, что количество людей, которые лечат с помощью экстрасенсорных способностей, эзотерических знаний или магических методов, и при этом работают легально в России – ничтожно мало. Например, в Пермском крае таких официально числится 5 человек, из них четверо – живут и работают в Кировской области. Основную массу тех, кого можно отнести к целителям, составляют сельские "бабушки", знахарки, костоправы. Среди них достаточно много людей, которые занялись целительством после специальных курсов в 1990-е годы или самостоятельного изучения популярной литературы по народной медицине. Маги, ясновидящие и дипломированные целители присутствуют в основном в легендах, в рекламе и в телевизионных передачах. Кроме того, по сравнению с 1990-ми годами спрос на полуофициальные методики (гирудотерапию, остеопатию, апитерапию, биорезонансную терапию, гомеопатию и пр.) в России угасает, как и массовый интерес самих врачей к этим занятиям.

Исследователи не оставили без внимания и ритуалы религиозных организаций и оздоровительных учений. Многие из них задают собственные правила здорового образа жизни и часто дают верующим особые практики лечения с помощью специальных обрядов, ритуалов и святынь. Религиозные структуры тоже стали активными участниками рынка оздоровительной продукции. В любой монастырской аптеке можно найти массу лечебных средств.

Кроме того, по данным исследования, наш народ очень любит самолечиться. А информацию о способах самолечения люди получают сегодня из книг, газет, журналов, радио, телевидения и интернета. По данным liveinternet.ru, общая аудитория русскоязычных сайтов из категории «Медицина» в сентябре 2014 года составила 64,2 млн чел., из них женщин — 54,8%. Но гораздо популярнее у народа печатные материалы — книжки о тех или иных авторских оздоровительных методиках (например, лечение водой, содой, синим йодом и пр.).

 
«Распространено мнение, что альтернативная медицина процветает в сельской глубинке, где сохраняются народные традиции, а качественная официальная медицина недоступна. Однако результаты исследования показали, что масштабы и разнообразие коммерческих практик «неформального здравоохранения» больше в городах, чем в деревнях», - таков неожиданный вывод исследования. Почему? Как выяснилось, в селах и деревнях значительное число людей предпочитает... вообще никак не решать свои проблемы со здоровьем. В лучшем случае, занимаются самолечением при помощи рецептов народной медицины, обращаются к знахаркам и религиозным организациям. Например, в одной из глухих деревень социологи пообщались с женщиной, которая была у врача в последний раз 32 года назад — во время родов. «В таких деревнях редко можно встретить людей старше пятидесяти лет», - рассказывают исследователи. Впрочем, и официальной медицины там тоже почти нет. Нередки случаи, когда в деревне нет ни поликлиники, ни фельдшерско-акушерского пункта, а терапевт приезжает проведать людей раз в месяц.

В городах же спектр оздоровительных и лечебных практик, альтернативных визиту к врачу, гораздо шире. Предлагаются услуги на любой вкус и уровень достатка: центры восточных оздоровительных практик, клиники альтернативной медицины, разнообразные духовные учителя и многие другие.

Пациенты, возможно, даже и не понимают, на что они идут. Но понимают многие врачи. «Особенно страдают врачи онкологи, - говорит врач онкогематолог Ирина Кашкарова. - Очень больно, когда к нам приходит пациент на второй стадии рака, уходит лечиться нетрадиционно, потом возвращается к нам уже на четвертой стадии и предъявляет претензии — почему лечение не помогает? А сделать что-либо в этой ситуации уже поздно».

«Такое «неформальное здравоохранение» по сути берет на себя часть невыполненных социальных обязательств государства по охране здоровья населения», - делают выводы исследователи. Однако насколько этот сектор волнует само государство?

Источник  МК: автор-Екатерина Пичугина


← все статьи